Лекция Дэниэла Столджара

25 сентября на философском факультете с аншлагом выступил Дэниел Столджар (Daniel Stoljar), профессор Австралийского национального университета, директор Центра сознания, с открытой лекцией "Эпистемический подход к проблеме сознание-тело".

Лекция вызвала интерес как со стороны студентов и сотрудников факультета, так и со стороны широкой аудитории, и прошла при большом скоплении публики. Проф. Столджар изложил свою версию эпистемического подхода к проблеме сознания-тела, разделив ее на два вопроса: 

  1. Что именно является объяснением сознания?
  2. Возможно ли вообще физическое обоснование сознания?

и высказал утверждение, что второй вопрос является более актуальным для философии сознания, так как ставит вопрос о конкретном типе объяснения: если  чисто физическое объяснение сознания мыслимо, то оно возможно, а если оно невозможно, то материализм ложен.

Ядром эпистемической постановки вопроса являетя проблема неведения: существуют ли физические аспекты, которых мы не знаем, но которые имеют большое значение для сознания? Стандартному материализму, который не принимает тезис о неведении (какого-либо физического аспекта) Столджар противопоставляет нестандартный материализм​ (NSM), предполагающий, что возможны неизвестные нам на данный момент аспекты физического устройства мира, которые (в сочетании с известными) могут объяснять сознание материалистически.

 

Дэниел Столджар является профессором Австралиӣского национального университета, директором Центра сознания там же, долгое время он был президентом Австралийской философской ассоциации.

Как ученик великих метафизиков 20 столетия Армстронга и Льюиса, Столджар является прямым наследником традиции Австралийского материализма, которая сформировала лицо современных материалистических теорий сознания. Он пытается показать, что основные антиматериалистические аргументы глубоко ошибочны. А именно эти аргументы делают проблему сознание-тело такой сложной в решении. Тем не менее, Столджар не спешит занимать традиционную материалистическую позицию. На его взгляд, многие ученые и философы, считающие материализм выражением духа научного мышления, не понимают, что он такое. Другими словами, не понимают, в чем, собственно, заключается материалистическая установка на истолкование природы. Также, вопреки расхожему мнению, Столджар пытается доказать, что в философии есть прогресс, философские теории не стоят на месте, не вырождаются одна в другую, а развиваются и приносят результаты.

Его работы занимают значимое место в современноӣ философии сознания, метафизике, философии восприятия, метаэтике, философии языка и метафилософии.  Им опубликованы книги:

  • "Философскиӣ прогресс. В защиту обоснованного оптимизма"
  • "Неведение и воображение: эпистемические истоки проблемы сознания"
  • "Физикализм"
  • "Интроспекция и сознание"