Кафедра философии образования

Заведующий кафедрой - кандидат философских наук, доцент Брызгалина Елена Владимировна

Контактная информация
Адрес: 
119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус "Шуваловский", ауд. Г-359
Телефон: 
(495) 939-20-08
Электронная почта: 
phedu@philos.msu.ru

Кафедра создана по инициативе декана философского факультета В.В. Миронова в декабре 2008 г. для развития философии образования в качестве самостоятельного образовательно-исследовательского направления, которое сосредоточено на исследовании образования как социокультурного феномена, на выявлении места и роли образования, специфики исторических типов образования в связи с развитием философии, пониманием человека и общества. В задачи кафедры входит изучение историко-философского материала, осмысляющего образование в западной и отечественной историко-философских традициях, социально-философский анализ тенденций развития образования и исторических форм образовательных систем, исследование влияния современных процессов глобализации, информационно-коммуникационных технологий на развитие теории и практики образования. Решение исследовательских задач сопряжено с рассмотрением прикладных аспектов (теория управления и философия образовательного менеджмента, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике, этика образования и воспитания, задачи государственной политики в сфере образования и т.д.).

Заведующий кафедрой – к.филос.н., доцент Елена Владимировна Брызгалина (категориальный аппарат человековедческой проблематики, общенаучный характер понятия «индивидуальность», генно-средовая парадигма в образовании, философские основания развития образования как социального института). Штатными сотрудниками кафедры являются д.филос.н., профессор Вадим Сергеевич Грехнев (комплексное исследование места и роли образования в бытии человека, философская рефлексия идей и концепций развития процессов обучения и воспитания в современном обществе), к.филос.н., доцент Татьяна Вилевна Сохраняева (исследование образования как фактора социокультурной динамики, аксиологические аспекты образования, анализ идеи университета как элемента европейской философской традиции, изучение тенденций развития высшего образования в современном мире), к.полит.н., доцент Артемий Рустямович Курбанов (социальная история, влияние социокультурных факторов и специфики исторического развития на характеристики политического процесса в конкретных обществах, особенности формирования и осуществления государственной политики в сфере образования, образовательная среда и образовательное пространство как категории философии образования), к.соц.н., старший научный сотрудник Владимир Анатольевич Прохода (социологические исследования образования в отечественной и зарубежной традициях, анализ данных; социология образования; методологические и методические аспекты опросов общественного мнения; социология молодежи; этносоциология).

Для студентов философского факультета сотрудники кафедры читают следующие общие курсы: «Философия образования», «Педагогика», «Методика преподавания обществознания», «Методика преподавания философии», «Педагогика высшей школы», для аспирантов разработан и читается курс «Актуальные проблемы высшего образования». Преподаватели кафедры читают ряд общих курсов студентам других факультетов МГУ – наук о материалах, юридического, социологического, фундаментальной медицины, психологии.

Впервые в России на кафедре философии образования разработана и реализуется модель подготовки бакалавров и магистров по специализации «Философия образования». Сотрудниками кафедры были подготовлены и читаются следующие спецкурсы: «Образование как фактор развития инновационного общества», «Идея университета в истории философской мысли», «Образование и наука», «Университет как социокультурный феномен», «Государственная политика в области образования: компаративный анализ», «Прогнозирование развития образования: введение в проблему», «Методологические проблемы прогнозирования системы образования», «Исторические формы образовательных систем», «Психологические основы образовательного процесса», «Генно-средовая парадигма об индивидуальности: теоретическое и прикладное значение для исследования образования», «Критическая педагогика: философские основания и практика», «Образование как предмет осмысления в западноевропейской философии XX века», «Антропологические аспекты философии образования», «Социологическое сопровождение образовательного процесса», «Инновационные пути формирования компетенций в контексте современного образования: философские аспекты».

Кафедра сотрудничает с ведущими специалистами в области философии образования и смежных дисциплин. Кафедра сотрудничает со специалистами системы общего среднего образования, рассматривая повышение эффективности взаимодействия «вуз-школа» как одну из важнейших задач развития российской системы образования (организация летних школ для учителей обществознания, реализация программ профессиональной переподготовки учителей). С самого основания кафедры сотрудниками ведется серьезная работа в рамках программы «МГУ - школе».

Кафедрой разработана и введена в действие модель формирования педагогических компетенций студентов философского факультета на основе прохождения педагогической практики в школах Москвы.

Кафедра философии образования ежегодно проводит научные практические конференции с международным участием. Тематика конференций отражает интерес сообщества исследователей к актуальным вопросам в философии образования.

Преподаватели, аспиранты и студенты кафедры активно участвуют в работе международных конференций, летних школ, программ включенного обучения. Во время обучения на факультет, например, Е.А. Рождественская прошла обучение в рамках Летней школы Copenhagen Summer School in Phenomenology and Philosophy of Mind в г. Копенгаген, Дания, участвовала в работе 12-го Международного Балканского Конгресса по образованию и науке (12th International Balkan Education and Science Congress) по приглашению Педагогического факультета Тракийского университета, г. Несебр, Болгария. И.Д. Замоткин с 2015 г. является членом Общества философии образования Великобритании (Philosophy of Education Society of Great Britain); он участвовал в Летней школы по философии образования в Лондоне в 2015 г. (PESGB Summer School at University of Roehampton, London); участвовал в конференциях: «Дисциплина в образовании» (университет Тампере, Финляндия, 2017 г.), VIII Международная конференция по философии образования (Католический университет Валенсии, Испания, 2016 г.), «Будущее истории и философии образования» (университет Таллинна, Эстония, 2016 г.), «Этика, образование и преподавание» (Эдинбург, Шотландия, 2015 г.), в осеннем семестре 2018/2019 учебного года находится на включенном обучении в Хельсинском университете на факультете социальных наук (магистерская программа по философии). Заведующий кафедрой, Елена Владимировна Брызгалина, в 2017 и 2018 годах посещала с рабочими визитами Северо-восточный педагогический университет провинции Цзилинь (город Чаньчунь, КНР) по приглашению Центра исследований идеологического и политического воспитания данного университета для проведения совместных научных исследований.

Кроме научно-педагогических задач, кафедра философии образования участвует в принятии экспертных решений по актуальным вопросам развития образования. Е.В. Брызгалина является международным экспертом государственной программы в сфере философии и общественных наук КНР «Исследование реального состояния и опыта воспитания ценностей иностранных стран» (№16ZDA102) в рамках проекта поддержки университетов Китая - проект «Топ 111». Член комиссии по биоэтике МГУ имени М.В. Ломоносова с 2006 по 2015 гг, член локального этического комитета МНОЦ МГУ с 2016 г. Координатор проведения научно-исследовательских работ в соответствии с Государственным заданием по теме «Разработка программы развития гуманитарного образования в системе общего образования» (госзадание пункт 34 подпункт 9) (2010-2014 гг.). Координатор проведения научно-исследовательских работ в соответствии с Государственным заданием по теме «Оценка рисков интеграции зарубежных образовательных платформ в систему российского образования» (2016-2018 гг.). Руководитель рабочей группы «Разработка концептуальных основ биоэтического сопровождения создания коллекции биоматериала» в рамках проекта «Научные основы создания национального банка-депозитария живых систем» (2015-2018 гг.). Член совета по образованию и науке при Председателе Государственной Думы Российской Федерации с 2014 по 2016 гг.

Кафедра философии образования приглашает к сотрудничеству исследователей образования, бакалавров и магистров, а также учителей, ждем на образовательных программах кафедры.

Сотрудники кафедры философии образования